Аджимушкайские каменоломни в XIX и XX вв. были местом открытой и подземной разработки камня-ракушечника для строительных целей. Существует следующее толкование топонима Аджимушкай: а) серый, седой, горький камень; б) труднопроходимая скала, похожая на угол или кулак; в) святой паломник – сын Муша. Они подразделяются на обособленные, не связанные между собой, носящие название Центральных (больших) и Малых каменоломен, площадью 160-170 га. Малые каменоломни двухъярусные, глубиной до 30 м. Центральные – одноярусные, глубиной до 13,5 м. Ширина выработок 4 метра и более, высота – от 1 до 8 метров. Лабиринт галерей имеет протяженность на многие десятки километров. На удалении 20 м от бывших входов в Центральные каменоломни существовали два колодца «сладкой» и «соленой» воды. В 1942 г. колодец «соленой» воды был взорван оккупантами. Другой колодец действует и в настоящее время. Фашисты сотнями взрывов огромной силы произвели большие разрушения каменоломен. Взорваны входы и выходы, на больших площадях обрушена кровля. В Аджимушкайских каменоломнях с 1903 по 1907 год действовала подпольная большевистская типография. Они были базой стачечного движения рабочих города Керчи в годы революционного подъема начала ХХ века. После октябрьского переворота в октябре 1917 г. в период борьбы за установление советской власти в Керчи, в период борьбы с белогвардейцами в 1919 году с февраля по май месяц здесь базировался партизанский отряд под руководством Военно-революционного штаба во главе с С.Т. Самойленко, С.М. Горбульским. В период с 20-х годов до начала Великой Отечественной войны 0 1941 г. в районе пос. Аджимушкай возобновили добычу камня-ракушечника. В годы Великой Отечественной войны с ноября по конец декабря 1941 года в Малых Аджимушкайских каменоломнях базировался и вел борьбу партизанский отряд им. В.И. Ленина под командованием командира М.А.Майорова, комиссара С.И. Черкез, начальника штаба Н.И. Бантыш. Отряд проявил себя после высадки советского десанта у берегов Керчи и вступил впервые в бой 17 декабря 1941 года. В 1942 году с мая по конец октября в Аджимушкайских каменоломнях находился подземный гарнизон советских воинов под командованием полковника П.М. Ягунова, старшего батальонного комиссара И.П. Парахина, подполковника С.А. Ермакова, старшего лейтенанта М.Г. Поважного, батальонного комиссара Карпекяна М.Н. Гарнизон вел неравную борьбу с врагом 170 дней и ночей. В мае 1941 г. в Аджимушкайские каменоломни отошли воины Красной армии, те, кто сдерживал наступление фашистов, прикрывая эвакуацию на Таманский берег основных сил Крымфронта и не получил приказа на отход. Гарнизон был сформирован в больших каменоломнях численностью до 15000 человек в составе трех батальонов, штаба, служб управления и обеспечения. Подземный гарнизон занял жестокую оборону по линии входов, и этим пресекли предпринятые противником попытки штурма и перешли к активной обороне, периодически совершая вылазки. Значительные потери гарнизон понес в ходе первых газовых атак, предпринятых фашистами против них, но сопротивления в каменоломнях продолжалось до октября 1942 года. В мае 1942 года в Аджимушкайские каменоломни ушло несколько тысяч гражданского населения, люди прятались в каменоломнях от бомбежек и затем стали так же участниками подземной крепости Аджимушкай. «Аджимушкайская оборона вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из наиболее героических и, вместе с тем, трагических ее страниц. Керченский Брест – непокоренная крепость на Крымской земле – так назвали впоследствии люди легендарный Аджимушкай за его бессмертный подвиг». В сентябре-октябре 1943 года формируются и начинают борьбу против гитлеровцев партизанские отряды: «Красный Сталинград», им. Сталина, под командованием К.И. Моисеева, П.И. Шерстюк. В ноябре 1943 года в районе каменоломен шли жестокие бои за освобождение города Керчи.
Мемориальный ансамбль «Героям Аджимушкая» сооружен в соответствии с постановлением ЦК компартии Украины и Совмина Украинской ССР от 28 февраля 1968 г. № 117. Проект мемориального ансамбля утвержден постановлением Совмина УССР от 15 февраля 1974 г. № 86. Авторы проекта мемориального ансамбля – скульпторы Е.Е. Горбань, Б.Е. Климушко; архитектор С.Н. Миргородский. Проектирование мемориального ансамбля осуществлено Министерством Культуры УССР, Госстроем УССР совместно с Крымским облисполкомом, Союзом Художников Украины и Союзом архитекторов Украины. Техническую документацию на сооружение мемориального ансамбля выполнило Киевское Творческо-производственное объединение «Художник» художественного фонда УССР. Пилоны выполнены из монолитного бетона (цемент марки 400). Работы по сооружению мемориального ансамбля выполнены: Киевским творческо-производственным объединением «Художник» Художественного фонда УССР, трестом Керчьметаллургстрой Минстроя УССР. Открытие мемориального ансамбля состоялось 15 мая 1982 года. Мемориальный ансамбль сооружен у одного из входов в Аджимушкайские Центральные каменоломни. Он представляет собой двух пилонную многофигурную композицию. Левый пилон имеет высоту 10,4 м, ширину – 10 м и длину – 49 м; правый – высотой 10 м, шириной – 8,4 м, длиной – 45 м. На лицевой стороне пилонов горельефные многофигурные скульптурные композиции, изображающие защитников каменоломен – советских воинов, партизан и жителей. Помещения нутрии пилонов предназначены по проекту для оформления под траурные залы и выставки. Промежуток между пилонами является входом в подземный музей. Осуществлена врезка входа в подземную экспозицию музея в 1967 году, построена асфальтированная дорога от ул.Коммунаров пос. Аджимушкай к мемориалу (1967). В подземных выработках в результате работы экспедиций в 1972, 1973, 1974 гг. претерпели некоторые изменения обвалы кровли «низовки» выработок, отдельные специальные устройства. Аджимушкайские каменоломни как музейный объект действует с начала 60-х годов ХХ в., мемориальный ансамбль «Героям Аджимушкая» открыт 15 мая 1982 года. Мемориальный ансамбль Героям Аджимушкая, открытый 15 мая 1982 г., стал по-настоящему идейно-художественной доминантой окружающего ландшафта благодаря верно найденным размерам и соотношению пластических и архитектурных частей памятника. Он является произведением монументального искусства. Композиционно мемориал представляет собой две многофигурные скульптурные группы, выступающие из пилонов, расположенных по обе стороны от входа в Большие Аджимушкайские каменоломни. Пилоны и горельефы выполнены из бетона и имеют соответственно размеры: левый пилон – 49х10х8,4 м; правый – 45х10х8,4 м. Они направлены на юго-восток и постепенно как бы ниспадают к земле, уменьшаясь в размерах, символизируя тем самым органичную связь с подземельем. Над входом пилоны соединены перемычкой так, что экскурсанты, спускающиеся в подземную часть экспозиции, в проеме между двумя частями мемориала видят солнечный свет как бы в последний раз – это усиливает эмоциональное воздействие ансамбля как произведения искусства самого высокого уровня. Художественный же замысел авторов композиции представляется следующим: четыре фигуры, рельефно выступающие из левого пилона, изображают защитников подземного гарнизона в их неудержимом стремлении вперед, навстречу ненавистному врагу. На переднем плане – упавший раненый боец, опирающийся на свое боевое оружие, но не выпускающий из напряженных, почти сведенных судорогой рук, знамени – символа грядущей победы. Три воина над ним – матрос, офицер и рядовой солдат-пехотинец, со связкой противотанковых гранат – символизируют несокрушимость духа воинов-защитников Родины. 5-ти фигурная скульптурная группа правого пилона и есть та самая часть Родины, которую защищали аджимушкайцы. Это старик-партизан, женщина с грудным младенцем на руках, пожилой мужчина, стремящийся спрятать у себя на груди, под полы пальто изможденную девочку, мальчишка, судорожно сжимающий кулаки, - народ, во имя которого и сражались герои. В горельефах правого пилона экспрессии меньше, они более статичны, наполнены внутренним содержанием; напряженное скорбное выражение лиц передают не только страдания, выпавшие на долю гражданского населения, ушедшего в подземелье вместе с военными, но и суровую решимость не сдаваться, стоять насмерть, до конца. Скульптурная группа правого пилона также более плотно сгруппирована к центру и менее рельефно выступает из архитектурных масс, тогда как горельефы воинов левого пилона очень динамичны, наполнены стремлением последнего рывка на свободу из подземелья для решающей схватки. Неслучайно левый пилон на четыре метра длиннее, он как бы выдвинут вперед, что создает впечатление стремительности застывшего движения и образно сообщает особую эмоциональную настроенность, соответствующую теме героического подвига аджимушкайцев. Четкие, без излишней деталировки, как бы вырубленные лица, напряженные позы, застывшие жесты, острая моделировка форм на резких сопоставлениях объемов, жесткие грани рельефа, композиционная четкость, и в то же время глубокая продуманность образов, ритмическая согласованность всех частей ансамбля, органичная связь фигур с пилонами – все это определяет не только цельность образного решения, но и высокий художественно-эстетический уровень мемориала Героям Аджимушкая как истинного произведения монументального искусства. В подземелье на территории подземного музея Центральных каменоломен сохранились остатки оборонительных стен у входов, противогазовые перегородки, газоубежища, сигнальные устройства, колодец, построенный солдатами в 1942 г. глубиной 14,5 м, две забетонированные братские могилы, в которых захоронено около 3-х тысяч неизвестных солдат и офицеров.
В 2000 году в подземной экспозиции была устроена братская могила (перезахоронено 80 останков советских воинов). По всех площади подземных выработок имеется большое количество обвалов кровли от взрывов. Под этими обвалами и теперь покоятся останки многих солдат и офицеров подземного гарнизона.
Авторизируйтесь через соцсеть, что-бы оставить комментарий
Дата установки: | 1982 год. |
Автор(ы): | скульпторы Е. Горбань, Б. Климушко, архитекторы С. Миргородский, В. Сенцова |
Населенный пункт: | город Керчь |
Муниципалитет/Горсовет: | Городской округ Керчь |
Геопозиция: | 45°22'51"N 36°31'24"E |
Памятник находится в посёлке Аджимушкай на улице Краснопартизанской